Назначение Таинства Соборования (Елеосвящения)
Назначение Таинства Соборования - всецелое исцеление человека. В молитвах, которые произносятся при совершении Таинства, неоднократно возносятся к Богу просьбы о прощении грехов страждущего и о его выздоровлении. Само телесное исцеление в молитвах Таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым намерением исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими.
Для совершения Таинства используется елей (растительное масло). Елей — один из древнейших религиозных символов. С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, а также вещество для светильников и даже косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божьего благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елей применяли в посвящении пророков, священников и царей.
Святые апостолы использовали это вещество для помазания больных, молясь об их исцелении. Об этом пишет апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 14, 15).
Важно отметить: исцеляющая сила благодати Божией подается через елей по молитвам верующих. Следствием этого живого общения с Богом, по словам апостола, и является исцеление тела и прощение грехов.
Миропомазание и Елеосвящение – это одно и то же?
Миропомазание и Елеосвящение – это два совершенно различных Таинства. Таинство Миропомазания совершается один раз в жизни (как правило, сразу после Таинства Крещения); в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в новой, духовной жизни, в которую мы вступили от купели крещения. В некоторых особенных случаях миропомазание совершается отдельно (например, так к православию были присоединены святая страстотерпица царица Александра и ее царственная августейшая сестра святая преподобномученица великая княгиня Елисавета).
Безусловно, и от того и от другого Таинства (Соборования и Миропомазания) следует отличать помазание освященным елеем, которое совершается во время части богослужения, именуемой полиелеем. Люди, делающие «первые шаги» в храме, иногда ошибочно воспринимают это регулярное священнодействие за некое Таинство.
Некоторые суеверия, связанные с Таинством Соборования
- Якобы прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти;
- якобы нельзя после соборования сразу умываться, принимать душ или ванну.
Увы, иногда в сознании людей это Таинство превращается в некое магическое действо. Некоторые воспринимают соборование как медицинскую процедуру, не думая о духовном его аспекте. Последствия такого подхода к Таинствам Церкви могут быть весьма печальными. Не получив ожидаемого чуда или, в данном случае, телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял службу, сделал все, что положено, а результата нeт! В итоге такие люди охладевают к вере, к Церкви, к Богу, а иные даже озлобляются себе же на вред…
Итак, нужно помнить: исцеление — это свободный дар всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат внешних действий или манипуляций.
Надо всегда размышлять о смысле своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них.
О соборовании людей, находящихся при смерти
Некоторые люди боятся этого Таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко именно с той целью продлевает жизнь умирающего, чтобы ему достойно подготовиться к переходу в вечность: переосмыслить свое существование, исправить его, т.е. принести покаяние в грехах, а также причаститься Плоти и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
Нужно ли исповедоваться перед соборованием?
Не обязательно, хотя и допустимо. Обычно после соборования православные христиане в ближайшее время приходят в храм, чтобы исповедаться и причаститься.
Прощаются ли при соборовании грехи?
Да, если человек раскаивается в них, ведь именно с просьбы о прощении грехов начинаются молитвы об исцелении (речь идет о прощении «всякаго согрешения, вольного и невольного»). Поэтому вызывает сомнение представление о том, будто бы в Таинстве Соборования прощаются исключительно забытые грехи. В молитвах Таинства нигде не говорится специально о забытых грехах, но всегда речь идет о всецелом прощении и исцелении человека. Однако, здесь очень важно понимать, что соборование не заменяет исповеди.
Все ли могут собороваться?
Конечно, к нему должны приступать люди, для которых это не просто случайный заход в церковь, а часть их духовного в ней пребывания.
Безусловно, желательно незамедлительно соборовать людей, страдающих тяжелыми заболеваниями.
Соборовать детей до 7 лет можно, если они больны.
Зачем это нужно людям внешне здоровым?
Как известно, грех – это болезнь души. По существующей в Русской Православной Церкви традиции все христиане, даже внешне здоровые, один раз в год, обычно во время Великого поста, приходят в храм для совершения над ними Таинства Елеосвящения, чтобы и через это Таинство восполнить целостность человеческого естества, поврежденного грехом и подверженного болезням и разрушению.
Как использовать елей и пшеницу после соборования? Может ли елей использоваться теми, кто не участвовал в Таинстве?
Болящие мажут этим елеем больные места. Можно им пользоваться и тем, кто не соборовался (нет никаких указаний о том, что это запрещено). Указаний на то, чтобы принимать его внутрь, тоже нет (здесь, однако, следует иметь в виду, что на Таинстве Соборования маслом помазывают части тела, а не предлагают его для приема внутрь).
Пшеницу (или любую крупу, применяемую в Таинстве) ничто не мешает использовать для приготовления пищи.
Что делать с испортившимся (прошлогодним) маслом?
Испортившееся масло, заплесневелые просфоры, а также не подлежащие дальнейшему использованию священные изображения (иконы) и кресты, так же, как и любой церковный утиль, подлежат сжиганию в специально отведенных местах на территории храма. С этой целью можно передать эти вещи любому работнику храма.