mainslide slide_inside1 slide_inside2

Икона дня

Православный календарь

Очередные Международные Рождественские чтения собрали в конце января множество людей из всех епархий Русской Православной Церкви. Побывали на церковном форуме в столице и сотрудники воскресной школы Казанского храма Волгограда. О своих впечатлениях рассказывает сегодня руководитель школы Нина Павловна Стукановская.

 

24 января 2024 года Патриарх Кирилл возвышенно совершал Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве, на фоне вдумчивого и стройного пения хора. Это вызывало особенный трепет в душе.

ns hh

Днем ранее мы с Конкордией Михайловной Рубцовой приехали в Москву. Оставили вещи в гостинице и сразу же поехали в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского, на Всероссийскую научную конференцию «Образы будущего в истории музыки: от Страшного суда до “рая на земле”». Было понятно, что опаздываем, но причина уважительная – только что приехали из Волгограда.

Тихонько вошли в зал. Доклад читала регент с многолетним стажем, из одного южнорусского города. Говорила о том, что музыка Рахманинова слишком сложна для исполнения в храме и больше подходит для концертных площадок. Ссылалась на священника, которые тоже считает, что в храме нужно петь что-то более жизнеутверждающее. А в одном из музыкальных сочинений Сергея Васильевича в партии басов слышится чуть ли не «Со святыми упокой».

Профессор Константин Владимирович Зенкин, доктор искусствоведения проректор по научной работе консерватории им. П.И. Чайковского так прокомментировал слова регента: «В основе все же лежит свет и радость. Ведь главное – “упокой”. И еще важнее – “со святыми”».

Объявили перерыв.

ns iv

Спустя некоторое время, вечером 24 января, мы с Конкордией подпевали «Со святыми упокой» в часовне Иверской иконы Божией Матери на Красной площади. После вечернего богослужения там служили заупокойную литию, пел один певчий.

И я вернулась мысленно к утру того дня, к литургии, которую совершал Патриарх. Отметила, что прокимны и причастны хор пел медленно, неторопливо, величаво подавая каждое слово. Апостол читали именно так, как в моем детстве читал отец Михаил Беликов (саратовский протодиакон, а ныне протоиерей): постепенно поднимаясь голосом выше и выше, достигая в финале самой высокой ноты. Отец Михаил преподавал гимнографию в воскресной школе Казанского собора в 1989-1992 годах, когда я была ученицей. Не слышала, чтобы в нашем городе сейчас так читали – теплое воспоминание детства вернул мне Храм Христа Спасителя в Москве.

ns mb

Об актуальных проблемах воспитания хоровых дирижеров и регентов говорили на секции Рождественских чтений, организованной Союзом композиторов РФ. Но об этом – в следующей заметке альманаха.

Нина Стукановская

Фото из личного архива

Пожертвование

Заказать требы