Помощь заключенным

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ КО ПРИЧАСТИЮ

Евхаристия – это центральное Таинство Православной Церкви. Это – основание нашей духовной жизни. Регулярное причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53-54).

Подготовительный пост

Продолжительность и мера поста перед причастием Святых Христовых Таин могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания (а для женщин – при беременности и кормлении), пост может быть сокращен, облегчен или отменен. Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения и пр.).

Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда человек, причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц (и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты), приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер накануне причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовного отца (или священника).

От подготовительного поста (так называемого периода говения) следует отличать евхаристический пост, т.е. полное воздержание от пищи и питья с полуночи до причащения. Этот пост канонически обязателен (41-е правило Карфагенского Собора). Требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), а также не применяется к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению священника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин.

Каноническое право предписывает в период подготовки ко святому причащению воздерживаться от супружеского общения. 5-е правило Тимофея Александрийского говорит о воздержании накануне причастия.

Христиан, подверженных вредной привычке табакокурения, Церковь призывает отказаться от нее. Тем, кто не имеет пока для этого сил, надлежит воздерживаться от курения с полуночи, а по возможности — и с вечера в канун причащения.

Молитвенное правило

Неизменной частью молитвенной подготовки является «Последование ко святому причащению», состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя также каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия. Личное молитвенное правило должно совершаться вне богослужений, которые всегда предполагают соборную молитву.

Особенное пастырское внимание требуется в отношении людей, духовный путь которых в Церкви лишь начинается и которые ещё не привыкли к длительным молитвенным правилам, а также в отношении детей и больных. Устав предполагает возможность замены канонов и акафистов Иисусовой молитвой и поклонами. В духе этого указания по благословению священника упомянутое правило может быть заменено иными молитвословиями.

Поскольку литургия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих её службах – в первую очередь, на вечерне и утрене (или на всенощном бдении) – является немаловажной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых.

Духовник или исповедующий священник в случае, когда человек отсутствовал на вечерней службе накануне причащения или совершил молитвенное правило не в полном объеме, должен побуждать его к тщательной подготовке ко причащению, но одновременно принимать во внимание обстоятельства его жизни и возможное наличие уважительных причин.

Таинство Исповеди

Апостол Павел ясно заповедует: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего, и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11, 28–29).

Причастие – это не столько награда для тех, кто не грешит, сколько укрепление грешников, которые стараются изменить себя для Христа. Мы причащаемся не потому, что действительно достойны, но чтобы стать достойными Бога. И если человек старается вести внимательную духовную жизнь, то совесть обвинит его многократно, обвинит в тысяче прегрешений. Так что же делать? – Идти на исповедь.

Через исповедь душа очищается и научается смирению, исповедью в душу входит радость, исповедью дьявол посрамляется. Готовясь ко причастию, надо настроить свою душу на покаяние, привести ее в состояние благоговения перед Святыми Дарами, помнить о своем недостоинстве.

Покаяние — величайшее чудо преображения, возможность пересмотреть прошлое и начать жизнь с чистого листа, это разрушение воздвигнутой грехом преграды между Богом и человеком.

Покаяние, по определению, – это Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом действии (прощении) от священника, невидимо, таинственным образом, разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом.

Прощение грехов подается искренне кающемуся (с решительным намерением не возвращаться ко греху) человеку через молитву и священнодействие священника, которому в Таинстве Священства дана благодать прощать грехи от имени Самого Бога.

Раскаявшийся грешник получает оправдание и освящение, а исповеданные грехи полностью изглаживаются из жизни человека и перестают тяготить его душу. Плод покаяния – оставление греховных привычек, примирение с Богом и людьми, духовная радость от открывшейся человеку причастности к жизни Церкви Божией.

В библиотеке собора или в церковной лавке можно спросить литературу для подготовки к исповеди.
***

Таким образом, каждому христианину для подготовки к Таинству Причащения следует лично для себя определиться с длительностью и особенностями поста, количеством молитв, поклонов, чтения Священного Писания и т.д. Для принятия оптимального решения в этих вопросах следует посоветоваться со своим духовным отцом (или священником) и получить от него благословение на исполнение данного правила, т.е. аскетического подвига, соразмерного духовному состоянию человека, его интеллектуальному уровню, а также особенностям жизни.

Когда нельзя причащаться

В состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к евхаристическим Дарам в таком душевном состоянии подвергают себя суду Божию, по слову апостола: Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и немало умирает (1 Кор. 11, 29-30).

После Причащения

По окончании литургии (богослужения, на котором совершается Евхаристия) христианин в храме или дома должен вознести Богу благодарственные молитвы по святом Причащении.

Следует всемерно стремиться к тому, чтобы, возблагодарив Господа за принятый Дар (залог вечной жизни с Богом в Небесном Царствии), сохранять его в мире и благочестии, любви к Богу и ближним.

Извините! В процессе оплаты произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте повторить платеж позднее.

Пожертвование

Заказать требы